Словарь терминов специальной психологии

При РДА отдельные психические функции развиваются ускоренно, тогда как другие - патологически замедленно. Частота встречаемости аутизма за последние годы составляет случаев на 10 тыс. В ходе исследований было выявлено, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового и других факторов. Это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер РДА как тяжелого психического расстройства. Причины аутизма до конца не выяснены. Механизм наследования аутизма тоже до конца не ясен. Ясно одно, что он не моногенный, т.

Конспект лекций по специальной педагогике и психологии .

Некоторые философы например, С. Мы попытаемся свести воедино имеющиеся к настоящему времени взгляды различных специалистов на природу страха, механизмы его формирования и значение этого феномена в человеческом обществе. Поскольку страх — это древнейшая эмоция, повышающая шансы организма на выживание, то и мозговые структуры, ответственные за нее, находятся в более старых, центральных областях головного мозга — так называемой лимбической системе, к которой относятся гиппокамп, миндалины, грушевидная доля и еще несколько мозговых структур.

Страх — негативная эмоция, которая, к сожалению, есть у всех людей. Направленность страха может быть разной, но сути дела это не меняет. Страх мешает человеку, останавливает его на пути к достижению целей. Рассмотрим наиболее распространённые страхи и методы их устранения. Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом. Страх — это эмоциональный процесс, выражающийся в неуверенности и сильном нервном напряжении.

Тема: Психологические особенности страхов у детей с нарушениями зрения

Введение в специальную психологию Специальная психология как отрасль науки Специальная психология — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития.

Как для современно медицины важна не болезнь, а больной, так для специальной психологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком.

Основные формы страха и фобий Страх не нуждается в представлении; каждый из нас на собственном опыте знает это переживание. Однако именно невротики склонны испытывать страх в гораздо большей степени, чем другие. Несомненно, что проблема страха — центральный пункт, в котором сходятся самые важные вопросы психической жизни, как в норме, так и в патологии. Что же тогда представляет собой отношение между явно тревожной ситуацией и ее бессознательным инстинктивным значением?

Смещение, безусловно, прослеживается к защите, которая делает исходные идеи бессознательными, и поэтому возникает необходимость в замещениях. Смещение в тревожной истерии свидетельствует, что защитные меры не ограничиваются тревогой или избежанием ситуаций, в которых тревога могла бы возникнуть. Формирование замещений доказывает, что используются также вытеснение и другие защитные механизмы.

Специальная психология

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения одушевленным и неодушевленным , приносящее физический ущерб людям отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод:

Семья ребенка с ограниченными возможностями, как объект и субъект специальной психолого-педагогической помощи. Рассмотрим схемы родительского поведения, потенциально выступающие как факторы риска нарушения психического и личностного развития ребенка в разные возрастные периоды: Такое взаимодействие сможет наблюдаться, при материнской гиперопека с отстранением отца ребенка играет роль эмоционального костыля матери и находится с ней в симбиотической связи.

Мать постоянно пребывает с ребенком не оставляя его ни на минуту, потому что чувствует, что ей хорошо с ним, а без него она чувствует пустоту и одиночество. Неблагоприятным для ребенка является чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, то есть структурная неорганизованность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка. В России наиболее часто этот вариант реализует мать-студентка, не имеющая возможности постоянного ухода за ребенком, но потом пытающаяся загладить чувство вины непрерывными ласками.

Особо выделяют, как фактор риска формальное общение матери с ребенком, лишенное эротизированых проявлений необходимых для нормального развития ребенка. Такое взаимодействие может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советом врача, или не мать находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам например: Особую роль у младенцев играют психосоматические нарушения.

Именно с помощью психосоматических симптомов ребенка сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно.

Учебное пособие: Специальная психология

Распечатать В статье представлен анализ основных методов психологической коррекции детских страхов. Рассматриваются следующие методы работы с детскими страхами: Статья содержит анализ современных коррекционно-развивающих программ, которые ставят своей целью преодоление детьми страхов.

Задача психотерапевта Осознание бессознательного понять содержание подсознательных операций разума, их историческое и скрытое значение Выработать специфические поведенческие ответы на стимулы, вызывающие беспокойство запрограммировать, дать ответ, запретить, выработать специфические поведенческие ответы Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение от соматического к спиритуальному Основные приемы Интерпретация: Тематика исследований в данной области преимущественно была связана с изучением познавательных процессов - восприятие, память, мышление и речь.

За последние годы тематический набор существенно обогатился. Узкокогнитивный подход стал активно дополняться исследованиями эмоционально-волевой сферы, изучением личности, самосознания, межличностных отношений в условиях разных форм отклонений от нормального развития. Сами типологические группы рассматриваются шире как в клиническом, так и в возрастном аспектах. По мере развития практики обучения и воспитания аномальных детей стало ясно, что чем раньше начинается коррекционное воздействие, тем выше его эффективность.

Именно поэтому в объект специальной психологии стали включаться дети дошкольного и преддошкольного возраста. Таким образом, специальнопсихологические исследования выступили одним из факторов формирования дошкольной коррекционной педагогики. Возрастной диапазон интересов специальной психологии увеличивается не только за счет дошкольников, но и лиц зрелого и пожилого возраста.

В середине х годов тема компенсаторных механизмов, анализируемых преимущественно на физиологическом уровне, постепенно сменилась на проблему социальной адаптации и реабилитации, общественного бытия взрослых инвалидов в широком аспекте: Со временем трансформации подвергается и предмет разных разделов специальной психологии.

От изучения выраженных форм той или иной патологии акцент смещается в сторону резидуальных характеристик.

Популярное

Введение в специальную психологию Специальная психология как отрасль науки Специальная психология — область психологической науки , изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития.

Как для современно медицины важна не болезнь, а больной, так для специальной психологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. Специальная психология подразделяется на структура специальной психологии: Задачи специальной психологии Основные группы задач специальной психологии Потребности науки и практики определили ряд задач специальной психологии:

Расстройство типа зависимой личности Вид расстройства, при котором человек страдает от чувства беспомощности и безысходности. Астенический психопат — это человек, у которого не развита воля, он не может самостоятельно принимать решения и по этому всегда слушается советов и команд других людей. Ему сложно делать выбор, искать информацию, анализировать сложившуюся ситуацию и предпринимать какие-либо действия. Беспомощность имеет панический характер. Припадок у человека из зависимым расстройством личности может случиться когда-угодно — как в спокойной домашней обстановке, так и в людном месте.

Причинами сенсорных расстройств являются нарушения первичных полей соответствующего анализатора и периферических полей разных подкорковых уровней. Классификация зрительных агнозий по А. Синдром Капгра Синдром Капгра имеет и другое название — бред отрицательного двойника. Для него характерно наличие у больного есть уверенности в том, что кого-то из его близких или знакомых заменили на двойника, совершающего опасные поступки.

Статья."Психологическая коррекция в специальной психологии"

Никея , Книга"Каждый ребенок - особенный" - это диалог священника, работающего с особыми людьми, дефектолога по образованию, и уважаемого педагога-дефектолога о том, каким может быть наше отношение к особенным детям, как нам стоит расценивать их особенности, об их удивительном значении для окружающих людей, путях интеграции в коллективы сверстников и в общество и перспективах инклюзивного образования в России.

Книга адресована широкому кругу читателей:

,фобии фобии традиционно рассматривались в рамках навязчивых состояний, относящихся к расстройствам мышления. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. страхи фобии делятся на 3 типа: Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, вечеринок, потому что они боятся что-либо сделать, чтобы себя не скомпрометировать.

А страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами. Ведущим симптомом в клинической картине фобий является приступообразно возникающее чувство страха. В попытке предотвратить мучительное переживание страха больные стараются избегать ситуаций, провоцирующих его возникновение. Обычно, при фобиях критическое отношение к своему болезненному состоянию сохраняется, что является дифференциально - диагностическим признаком невротического уровня расстройств.

Только на высоте аффекта страха на короткий период критика может утрачиваться, и тогда больной, действительно, уверен, что"немедленно умрет от инфаркта","скончается от кровоизлияния в мозг" или"погибнет от заражения крови". Особенности клинической картины во многом определяются содержанием навязчивых страхов. Так, у больных со страхом пространства и перемещения в нем встречается боязнь открытых пространств агорафобия , небольших замкнутых помещений клаустрофобия , общественного транспорта, машин, толпы, лифта и т.

Попадая в указанные места, больные испытывают чувство тревоги и страха, сопровождающиеся выраженной вегетативной симптоматикой одышка, сердцебиение, тошнота, холодный пот, обмороки и т.

Страх жизни! Как начать жить?!

Жизнь вне страха не просто возможна, а полностью доступна! Узнай как победить страх, кликни тут!